г.Москва
ул. Кашенкин Луг, д.6, корп.2
(м.ВДНХ,Владыкино,Фонвизинская)
Записаться на прием
 

Под задержкой речевого развития обычно понимают отставание ребенка в развитии речевой и связанных с ней сфер по сравнению со своими сверстниками.

Лечение задержки речевого развития

Виды задержки речевого развития

Условно принято выделять темповую задержку речевого развития и задержку психо-речевого развития.

Темповая задержка подразумевает под собой нарушение только функции воспроизведения речи или восприятия речи без отставания в формировании прочих высших психических функций (память, внимание, праксис, гнозис, интеллект и так далее). В быту это означает, что ребенок с темповой задержкой играет в игры, соответствующие его возрасту и со своими сверстниками, понимает назначение предметов обихода, но не произносит слова или плохо понимает словесные просьбы.

Задержка психо-речевого развития означает, что ребенок кроме развития речи отстает и в других сферах развития. Например, не интересуется игрушками для соответствующего возраста, не приобретает навыки ухода за собой (не приучается к горшку, сам не пытается одеваться), не пытается повторять действия взрослых, не учится сложным эмоциям (не стесняется, ведет себя независимо от обстановки).

Причины развития задержки речи

Задержку развития может вызывать достаточно много причин. Самые частые из них, это:

  • гипоксически-ишемическое поражение головного мозга во время родов, когда возникает непосредственная нехватка кислорода и питательных веществ в разных участках мозга, в том числе отвечающих и за функцию речи;
  • родовая травма, когда возникает или прямое повреждение вещества мозга при грубых травмах (травматические кровоизлияния, переломы черепа), или, при относительно не грубых травмах, нарушаются нормальные процессы кровотока и ликвородинамики головного мозга.

Существуют также и более редкие причины задержек развития: наследственные заболевания и пороки развития головного мозга, эпилепсия, инфекционное поражение мозга, обменные заболевания, соматические причины (ребенок часто и тяжело болеет, алиментарный дефицит).

Возможны смешанные причины – часто травма сочетается с гипоксией (обвитие пуповиной приводит к повреждению шейного отдела позвоночника и, одновременно, к удушению).

Определить причину задержки должен детский невролог.

Лечение задержки речевого развития

Остеопатия  занимается, в основном, лечением задержек, возникших по причинам травмы и гипоксии. Несмотря на то, что и травма, и гипоксия при рождении уже свершившийся факт, лечению подлежат длительно сохраняющиеся последствия, которые мешают дальнейшему полноценному развитию. (Для справки: Остеопатия с 2105 года официально введена в перечень медицинских специальностей, как высшая степень мануально-терапевтического лечения)

В случае травмы возникают:

  • нарушение подвижности шейного и других отделов позвоночника, что отражается на кровотоке по сосудам, которые питают головной мозг, в результате чего возникает хроническая гипоксия мозга – мозг не получает питательных веществ и кислорода в полном объеме в течение длительного времени;
  • компрессия и уплотнение швов между костями черепа, что мешает нормальной ликвородинамике (току цереброспинальной жидкости) под поврежденным участком черепа. Ликвор несет очень важные функции поддержания работы мозга – питательную и дренажную;
  • зоны внутрикостных напряжений и напряжений в связочно-мышечном аппарате. Постоянная подпороговая (недостаточная для возникновения чувства боли) или болевая импульсация из этих структур вызывает расход ресурсов нервной системы на противодействие этой импульсации вместо их распределения на полезные нужды.

При наличии таких патологических изменений, различные навыки, связанные с развитием высшей нервной деятельности, в том числе речевые будут формироваться с нарушениями и в течение длительного времени.

В случае гипоксии возникает повреждение различных участков головного мозга, отвечающих, в том числе, и за речь, эти центры медленнее образуют межклеточные связи, являющиеся основой высшей нервной деятельности.

Работу поврежденных структур берут на себя другие нервные центры, однако, поскольку они изначально не приспособлены для выполнения этих функций, развитие идет медленнее, чем обычно и не всегда полноценно.

Для улучшения работы поврежденных нехваткой кислорода структур очень важен правильный кровоток и ликвородинамика, поскольку испытавшие гипоксию структуры становятся более чувствительными к, возникающему в дальнейшем по другим причинам, дефициту кислорода и поступлению питательных веществ.

Остеопатическая коррекция зон тканевого конфликта, возникших вследствие травмы или гипоксии, позволяет в значительной мере улучшить функциональность кровеносной, ликвородинамической и нервной систем, что очень необходимо для нормальной работы клеток и центров головного мозга, в том числе центра функции речи.

Также остеопатическое воздействие направлено на периферические центры звукообразования: мышцы языка и структуры гортани, нормализация функции, которых играет немаловажную роль в лечении задержки речевого развития.  

СОКЛИНИКА - специализированная клиника остеопатии: 

Врачи нашей клиники имеют большой опыт в лечении нарушений речевого развития у детей, как с остеопатической, так и классической неврологической позиций. Записаться на приём и консультацию Вы можете по телефону или через форму на сайте.

Приходите, мы всегда готовы помочь Вам и Вашим близким!

 Перейти на главную страницу